Простои, и как их избежать при международной перевозке грузов в Россию
Вопрос с простоями представляется нам очень важным, поскольку от них зависит конечная стоимость доставки груза, а их наличие или отсутствие служит дополнительным показателем профессионализма логистической компании. При мультимодальной перевозке из Китая в Россию через Финляндию простои могут произойти как во время нахождения контейнера в порту, так и во время следования автотранспортного средства, на которое он погружен, к месту назначения. Как правило, контейнер и контейнерная площадка принадлежат разным фирмам, в основу деятельности которых, как и любых других, положено получение максимальной прибыли, что в условиях жесткой рыночной конкуренции возможно только за счет большего грузооборота. Любые задержки сразу же серьезно сказываются на рентабельности перевозки и ставят вопрос о компенсации незаработанных денежных средств. В нашей цепочке простои могут произойти у трех участников логистического процесса: компании “STEVECO”, морской контейнерной линии и автомобильного перевозчика. Рассмотрим этапы, на которых могут случиться простои, в деталях.
«STEVECO» это стивидорная компания, которая взымает с вас плату за аренду контейнерного места и погрузо-разгрузочные работы в порту. Сфера ее деятельности начинается сразу после того, как фидерное судно встало под разгрузку у причала, и продолжается до момента пока контейнер не покинет территорию порта. «STEVECO» предоставляет вам семь бесплатных дней, чтобы вы могли сделать релиз, оплатить морской фрахт и портовые сборы, а так же найти подходящую контейнерную площадку. Обычно этого времени вполне хватает, но и здесь есть свои тонкости. Например, «STEVECO» начинает отсчет от дня прибытия контейнера в порт, что не совсем корректно, так как это может произойти как утром, так и поздно вечером, т.е., фактически, вы теряете один день, потому что контейнер готов к погрузке только из контейнерного ярда, а его там еще нет. То же правило относится и к тому дню, когда вы будете забирать контейнер: даже если это произойдет рано утром, то все-равно уже будет считаться как целый день хранения. Если по истечении семи дней вы так и не вывезли контейнер с территории порта, то «STEVECO» аннулирует договор бесплатного хранения и начинает считать простои с первого дня прибытия контейнера в порт.
Второй участник это морская линия, которой принадлежит данный контейнер или которая взяла его в аренду у третьей стороны. В отличие от «STEVECO» морские компании предлагают более гибкую политику в управлении свободными днями, и наиболее распространено деление бесплатных дней на количество, которое контейнер проводит в порту, и на количество после того, как контейнер покинул порт до момента его возврата. Первая часть называется «demurrage», вторая – «detention». В среднем дается четырнадцать свободных дней, однако практика показывает, что при работе на российском направлении этого мало. Чтобы успеть забрать контейнер, пройти таможенную очистку, затем доставить его к месту назначения и вернуть обратно в порт, идеальный срок – двадцать один день. В этом случае, если вы заберете контейнер из порта на третий день, у вас останется еще восемнадцать дней на доставку и возврат порожнего контейнера. «Подводными камнями» при работе с морскими контейнерными линиями могут оказаться либо неправильно оформленные при релизе документы, либо несоответствующий товарный вид контейнера, для устранения чего вам может понадобиться лишнее время, что в итоге может вылиться в простои.
Что касается автоперевозчика, то, обычно, вам дается двадцать четыре часа на погрузку и сорок восемь часов на таможенную очистку и разгрузку контейнера. При этом выходные дни, задержки в очередях на границе и СВХ, сюда не входят. Время погрузки начинает отсчитываться с утра и заканчивается в полночь по местному времени. Нужно быть особенно внимательным, если вы забираете груз из порта в пятницу. Не редко, по каким-то причинам, местная таможня отказывается оформить машину с первого раза и разворачивает ее обратно, но для того чтобы разобраться в чем дело уже не хватает времени и, соответственно, все переносится на понедельник, а это уже два дня простоя. Такими причинами могут послужить и ошибка в товаросопроводительных документах, и неполадки с запирающим устройством или пломбой контейнера. Морская линия крайне редко отвечает за подобные поломки, поэтому, скорее всего, все расходы на их устранение лягут на хозяина груза.
Как мы сказали, задержки в очередях на пограничном переходе или СВХ к простоям не относятся, однако и здесь есть бывают исключения. Если задержка на границе или таможенном посту произошла не по вине перевозчика, и это может быть доказано (например, неверно предоставленная информация по грузу, на основании которой были заполнены товаросопроводительные документы), то он вправе выставить простои. Ведь изначально, по российским законам, именно перевозчик будет призван к ответственности контролирующими органами, а это, помимо простоев, чревато для него еще и большими штрафами. Принято считать простоем задержание машины на границе таможенниками более чем на двенадцать часов, при отсутствии вины транспортной компании.
Время начала таможенного оформления так же считается с утра, т.е. машина должна зайти на СВХ в девять ноль-ноль. Если это произошло позже, например, после обеда, то на растаможку дается еще один дополнительный день. На разгрузку машины отводится время с девяти утра до полуночи. После этого у перевозчика есть еще семь дней, чтобы вернуть порожний контейнер обратно в порт.