Международные контейнерные перевозки из Китая
В нашей прошлой статье мы уже частично обсуждали те проблемы, с которыми вы, как начинающий логистик, можете столкнуться при отправке груза из Китая. Помимо экспортных таможенных формальностей, таких как декларация, лицензия и сертификаты, существуют другие препятствия для того, чтобы произвести перевозку с минимальными затратами времени и денег. Некоторые из них, при кажущейся простоте и удобстве в начале, могут обернуться неприятными сюрпризами в конце. В нашей статье мы будем обсуждать разные виды коносаментов, и некоторые из них как раз и представляют такую бомбу замедленного действия. Остановимся на этом подробнее. Мы уже говорили о том, что перед началом перевозки следует выбирать те порты, откуда стоимость доставки дешевле, и, соответственно, более дешевого форвардера. Иными словами, стоимость фрахта, однозначно, является определяющим моментом при выборе того или иного маршрута или компании-перевозчика, в нашем случае, агента контейнерной линии. И вот тут то, на этапе сравнивания цен, китайский отправитель может предложить отправить ваш груз самостоятельно, ссылаясь на то, что это и проще и дешевле. Более того, если вы уже заказали перевозку у другого агента или контейнерной линии, он завалит вас жалобами о том, что этот агент неадекватен - не подает контейнер вовремя, тянет с оформлением документов, одним словом, сделает все чтобы дискредитировать выбранного вами перевозчика. Допустим, вы соглашаетесь, и в итоге контейнер отправляется в Ригу или Котку на условиях CIF. При этом выпускается так называемый «домашний» коносамент (HOME BILL OF LADING), в котором фигурирует некая третья компания, которой принадлежит право распоряжаться вашим грузом. Через месяц, после прихода товара, вы пересылаете три экземпляра коносамента в эту фирму и обнаруживаете, что для получения своего контейнера вам нужно оплатить так называемый release fee в размере 200 евро. Кроме того, выясняется, что бесплатных дней в порту у вас только три, а за каждый последующий вы платите штраф в размере 100 евро. И самое неприятное – при отгрузке вас могут заставить заплатить депозит за контейнер, гарантирующий его возврат в порт, в размере 4000 евро за стандартный 40 футовый контейнер. Бывает и так, что оплата портовых сборов ложится на плечи получателя. Тогда зачем же китайский отправитель прикладывает столько усилий, чтобы оказать вам такую медвежью услугу? Ответ кроится в особенностях взаимоотношений между местными транспортными компаниями: в условиях высокой конкурентной борьбы за каждого клиента, они предлагают экспортерам вознаграждение или, другими словами, «откат» за сотрудничество, чем делают Китай очень похожим на Россию. В отличие от контейнерных линий, у таких компании нет собственных судов (для них существует специальное обозначение NVOCC - NON VESSEL OPERATOR COMMON CARRIER), поэтому они перепродают перевозку в третьи руки, пользуясь при этом домашним коносаментом. Крупные операторы морских линий имеют свой флот судов-контейнеровозов и выпускают собственные коносаменты (MASTER BILL OF LADING).
Разберем поподробнее, для чего существуют коносаменты. Коносаменты выполняют три основных функции: во-первых, они являются распиской того, что перевозчик принял груз к перевозке; во-вторых, это товарораспорядительная функция – человек, у которого есть коносамент, является фактическим хозяином груза - без него груз в порту назначения не получить; и в-третьих это договор о морской перевозке, который пропечатан мелким шрифтом на оборотной стороне коносамента.
Коносаменты бывают чистые и с пометками – иногда их еще называют «грязными» (CLAUSED BILL OF LADING – CALUSED B/L; UNCLEAN BILL OF LADING). Чистый коносамент означает то, что груз был принят к перевозке в надлежащем виде, безо всяких ограничений, таких как, например, повреждение упаковки. Коносамент, в котором есть оговорки, подразумевает, что у перевозчика есть замечания относительно состояния груза, его количества или качества. Наиболее распространенной оговоркой в коносаменте является то, что товар был принят без пересчета грузовых мест и информация о товаре записана со слов отправителя.
Самый простой вариант коносамента это прямой или не оборачиваемый коносамент (SEAWAY BILL OF LADING; DIRECT BILL OF LADING – DIRECT B/L). По этому коносаменту груз может получить только то лицо, которое в нем указано. Он не может быть индоссирован – права на него нельзя передать другому лицу, и к нему нельзя применить цессию.
Второй вид коносамента это именной (STRAIGHT BILL OF LADING – STRAIGHT B/L). Он выпускается в трех оригинальных экземплярах, которые являются товарораспорядительным документом. Именной коносамент так же не может быть индоссирован на другое лицо, но в случае работы с ним возможна цессия. Цессия (уступка требований) означает отчуждение обязательственных, но не вещных прав. Это означает, что меняется не владелец товара, а лицо, перед которым перевозчик несет ответственность за груз по коносаменту.
Третий вид коносамента – ордерный или оборотный (ORDER BILL OF LADING; NEGOTIABLE BILL OF LADING – NEGOTIABLE B/L). В поле «получатель» там ставится пометка to order – «по приказу» отправителя, получателя, банка или третьего лица. В общемировой практике наличие одной надписи to order подразумевает «по приказу отправителя». Ордерный коносамент дает возможность поменять хозяина груза, пока контейнер еще находится в пути. Т.е. груз можно купить, продать, заложить еще в процессе следования к порту назначения.
Четвертый вид коносамента это коносамент на предъявителя или бланковый коносамент, когда получателем в коносаменте либо вообще никто не указан, либо пишется to bearer – «предъявителю». В случае работы с данным видом коносамента нужно проявлять крайнюю осторожность, т.к. человек, который владеет всеми тремя экземплярами коносамента, автоматически становится безусловным хозяином груза. Поэтому, если вы имеете дело с бланковым коносаментом, важно как можно скорее превратить его в именной, поставив в графу получателя ту компанию, на которую вы бы хотели получить свой груз.
очно так же, как бланковый коносамент может превращаться в именной, ордерный коносамент может превращаться в именной, ордерный или бланковый. Это будет зависеть от того, какую индоссацию сделает лицо, обладающее правом издавать приказ по коносаменту. Если это лицо ставит передаточную надпись на определенную фирму, то этот коносамент становится именным. Если это лицо ставит надпись «на приказ» какой-то фирмы, этот коносамент остается ордерным. И если это лицо не указывает фирму, на которую делается передача, этот коносамент становится бланковым.
Самый безопасный и удобный вид коносамента это не оборотный коносамент (SEAWAY BILL OF LADING; DIRECT BILL OF LADING). В этом случае вы просите отправителя, чтобы он дал команду агенту выпустить прямой коносамент, где получателем бы выступала ваша компания. На основании этого можно просить агента, чтобы он сделал телекс релиз на ваше имя.
Если все же был выпущен именной коносамент, то нужно попросить отправителя, чтобы он передал все три оригинальных экземпляра агенту в порту отправления. На основании этого агент выдаст ему расписку, представляющую собой копию коносамента с печатью и пометкой originals surrendered (оригиналы сданы). Копии этой расписки достаточно, чтобы просить вашего агента сделать телекс релиз на вас. Можно так же просить выслать вам все три экземпляра почтой и предъявить их в порту получения самостоятельно, но этот вариант опасен тем, что существует вероятность потерять письмо, даже если оно будет отправлено курьером. Тогда единственный выход получить груз это открыть банковскую гарантию на контейнерную линию в размере до 300% от стоимости груза, на срок минимум от 6 месяцев. Удобнее всего, если агент отправит вам один экземпляр именного коносамента, где получателем указана ваша фирма. В этом случае вы можете акцептовать коносамент, поставив на оборотной стороне свою печать и сделав надпись release to и далее координаты вашего агента в порту прибытия. Если коносамент потеряется, то на руках у агента останется еще два экземпляра. Это же правило применимо и при работе с аккредитивами – нужно прописать в договоре с банком, что вы предоставите им только один экземпляр коносамента. Остальные два лучше отправить напрямую вам, минуя банк, по почте.
Ордерные коносаменты, в отличие от бланковых, не грозят какими-то серьезными неприятностями, но и там часто встречаются определенные ошибки, затрудняющие получение груза в порту. По каким-то причинам, китайские отправители часто отдают им предпочтение, и бывает так, что вы получаете три экземпляра коносамента в порту, на оборотной стороне которых отсутствует передаточная надпись. В этом случае их приходится отправлять обратно в Китай, чтобы отправитель проставил индоссацию на вашу компанию.