header-1.pngheader-2.pngheader-3.png

Товаросопроводительные документы при международной доставке грузов в Россию автомобильным транспортом

Подавляющая часть международных грузоперевозок в Россию до сих пор происходит с использованием книжек МДП. Не смотря на почти сорокалетнюю историю, более удобных альтернатив транспортировки в режиме таможенного транзита до сих пор не существует. Вполне возможно, что бумажные носители будут постепенно вытесняться электронными – что частично уже можно наблюдать сегодня, но суть работы, несомненно, останется без изменений. Основной документ при такой перевозке это TIR CARNET. Аббревиатура TIR возникла от названия Конвенции международных перевозчиков на французском языке «Transport International Routier» (в переводе на русский «Международные дорожные перевозки», сокращённо - МДП). По заявкам соответствующих организаций стран-участниц (например, в России это АСМАП) определенное количество «тиров» выдается ежегодно каждой стране. В прошлом году, например, эта цифра в сумме равнялась трем с половиной миллионам. В соответствие с конвенцией ассоциация автомобильных перевозчиков гарантирует уплату таможенных платежей при потере или хищении груза на пути к месту таможенного оформления. Сейчас эта гарантийная сумма составляет шестьдесят тысяч евро. В зависимости от количества пересекаемых границ TIR CARNET может состоять из четырех, восьми, шестнадцати и, максимум, двадцати листов. Двадцать листов дают возможность провезти груз транзитом через десять разных стран. При этом на входе и выходе из каждой страны местная таможня заполняет и отрывает по одному листу. Какая информация содержится в «тире»? Прежде всего, это печать перевозчика, в которой указан его полный адрес, телефон, ИНН и внутри европейский EORI номер частного предпринимателя. Затем страна отправления и страна назначения. Подробно дается описание груза (иногда с кодами ТН ВЭД), его вес и количество грузовых мест по каждому отдельному наименованию. Ниже указывается таможня назначения (до четырех мест доставки) с указанием количества мест, которое придет на каждый СВХ, если их несколько. Кроме того, в особой графе прописываются названия и номера документов, которые следуют в комплекте с TIR. Обычно это номера CMR, инвойса и упаковочного листа. Хотя некоторые таможни, например, финская, с недавнего времени начали требовать указывать только те документы, которые непосредственно прикреплены к «тиру» скрепкой.

Вторым по важности документом будет международная транспортная накладная или CMR. В ней дается уже более развернутая информация о внешнеэкономической сделке: наименование и адрес продавца или отправителя, наименование и адрес покупателя или получателя, номер контракта, условия «ИНКОТЕРМС», по которым будет происходить поставка. Так же как в TIR CARNET подробно описывается каждый товар, с указанием кодов ТН ВЭД, количества мест и веса брутто по каждому отдельному виду. В тринадцатой графе дается подробный адрес таможенного поста и название СВХ, на который будет следовать данная машина. В правом верхнем углу ставится печать перевозчика и, в свою очередь, прописываются номера документов, следующих в комплекте с CMR: это TIR, инвойс и упаковочный лист.

Из вышеупомянутого перечня уже понятно, что помимо TIR и CMR в пакет документов, следующих через границу в рамках внешнеторговой сделки, обязательно входят инвойс и упаковочный лист. Данные указанные в инвойсе (продавец, покупатель, номер контракта, условия поставки, адрес и код таможенного поста, коды ТН ВЭД, вес и количество грузовых мест) должны совпадать с данными указанными в TIR CARNET и международной товаротранспортной накладной. Для удобства российских таможенников часто к стандартному пакету документов прилагается перевод и дополнительное описание инвойса на русском языке. Если товар, ввозимый на территорию РФ, подлежит обязательной сертификации, то на пограничном переходе водителя могут попросить показать копии сертификатов. В этом случае лучше заблаговременно выслать эти сертификаты в европейскую экспедицию по электронной почте или факсу, чтобы там их распечатать и отдать ему на руки.

До лета 2012 года всех тех документов, которые мы описали выше, было достаточно, чтобы машина могла без проблем довезти товар к месту назначения. Периодически, для упрощения и сокращения времени таможенного оформления, предпринимались попытки заранее информировать таможню об ожидаемом грузе. Первоначально эта процедура называлась ПТД – предварительное таможенное декларирование, а с лета 2012 года стала называться обязательным ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ИНФОРМИРОВАНИЕМ. Что же это такое? На сайте ФТС есть раздел «заполнить заявку на предварительное информирование». По сути дела, за некоторым исключением, вы дублируете туда те данные, которые указали в товаросопроводительных документах. После этого заявка регистрируется и вы получаете штрих-код, который надо отправить в европейскую экспедицию чтобы распечатать там на хорошем принтере и отдать водителю. Тогда на пограничном переходе таможенник сможет отсканировать данный штрих-код и сразу найти вашу заявку. Соответственно время прохождения границы значительно сокращается.

УСЛОВИЯ «ИНКОТЕРМС»

Категория D (ДОСТАВКА)

DES Delivered Ex Ship (... named port of destination) Поставка с судна (… название порта назначения).


Продавец выполнил поставку, когда он предоставил не прошедший таможенную очистку для импорта товар в распоряжение покупателя, на борту судна, в названном порту назначения. Он должен нести все расходы и риски по доставке товара в названный порт назначения до момента его разгрузки. Данный термин может применяться только при перевозке морским или внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар прибывает в порт назначения на судне.

DAF Delivered At Frontier (... named place) Поставка до границы (… название места поставки).


Продавец выполнил поставку, когда он предоставил неразгруженный товар, прошедший таможенное оформление для экспорта, но еще не для импорта, на прибывшем транспортном средстве, в распоряжение покупателя, в названном пункте или месте на границе, до поступления товара на таможенную границу сопредельной страны. "Граница" - любая граница, включая границу страны экспорта (важно точное определение границы путем указания на конкретный пункт или место). Данный термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, когда товар поставляется до сухопутной границы.

DEQ Delivered Ex Quay (... named port of destination) Поставка с пристани (… название порта назначения).


Продавец выполнил свои обязанности по поставке, когда товар, не прошедший таможенную очистку для импорта, предоставлен в распоряжение покупателя на пристани в названном порту назначения. Он обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой и выгрузкой товара на пристань. Покупатель обязан произвести таможенную очистку для импорта товара.

DDUDeliveredDutyUnpaid (... namedplaceofdestination) Поставка без оплаты пошлины (… название места доставки).


Продавец предоставит не прошедший таможенную очистку и неразгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Он обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара до этого места, за исключением (если это потребуется) любых сборов, собираемых для импорта в стране назначения ("сборы" - ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов). Ответственность за сборы должен нести покупатель, также как и за другие расходы и риски, возникшие в связи с тем, что он не смог вовремя пройти таможенную очистку для импорта.

DDP Delivered Duty Paid (... named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (… название места назначения).


Продавец предоставит прошедший таможенную очистку и неразгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Он обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая, где это потребуется, любые сборы для импорта в страну назначения ("сборы" - ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов).

 

 

Категория C (ОСНОВНАЯ ПЕРЕВОЗКА ОПЛАЧЕНА ПРОДАВЦОМ)

CFR Cost and Freight (... named port of destination) Стоимость и фрахт (... название порта назначения).


Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, ОДНАКО, риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. На продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

CIF Cost, Insurance and Freight (... named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (... название порта назначения).


Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, НО риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. На продавца возлагается также обязанность приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки - продавец обязан заключить договор страхования и оплатить страховые взносы, но от продавца требуется обеспечение страхования лишь с минимальным покрытием. На продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

CIP Carriage and Insurance Paid Тo (... named place of destination) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (... название места назначения).


Продавец доставит товар названному им перевозчику, обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Покупатель берет на себя все риски и любые дополнительные расходы после доставки таким образом товара и обязан обеспечить страхование от рисков потери и повреждения товара во время перевозки в пользу покупателя. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховые взносы с минимальным покрытием. "Перевозчик" - любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. В случае осуществления перевозки в пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого перевозчика. На продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

CPT Carriage Paid To (... named place of destination) Фрахт/перевозка оплачены до (... название места назначения).


Продавец доставит товар названному им перевозчику; обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара перевозчику. "Перевозчик" - любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. В случае осуществления перевозки в согласованный пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого из них. На продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

 

 

Категория E (ОТГРУЗКА)

EXW EX Works (... named place) Франко завод ( ... название места).


Продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например: на заводе, фабрике, складе и т.п.). Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта. Покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения.

Категория F (ОСНОВНАЯ ПЕРЕВОЗКА НЕ ОПЛАЧЕНА ПРОДАВЦОМ)

FCA Free Carrier (... named place) Франко перевозчик (... название места).


Продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, продавец за отгрузку товара ответственности не несет. "Перевозчик" - любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Если покупатель доверяет другому лицу, не являющемуся перевозчиком, принять товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу.

FAS Free Alongside Ship (... named port of shipment) Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки).


Продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки - с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. На продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Однако если стороны желают, чтобы покупатель взял на себя обязанности по таможенной очистке товара для экспорта, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи.

FOB Free On Board (... named port of shipment) Франко борт (... название порта отгрузки).


Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки - с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. На продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.