header-1.pngheader-2.pngheader-3.png

Международные контейнерные перевозки из Китая

Как уже было сказано, при экспорте из Китая и любой другой страны, мы различаем три действующих лица: отправителя, вас, как представителя клиента-заказчика, и либо агента контейнерной линии, либо саму контейнерную линию, если вы работаете напрямую. Такой подход весьма упрощен и уместен только в тех случаях, когда речь идет об отправке на условиях FOB. Это значит, что отправитель взял на себя обязанности и расходы по транспортировке груза от своего склада до судна, на котором он будет следовать в порт назначения. Однако, наряду с условием FOB, не менее широко распространено условие EXW, при котором вам самому надо обеспечить доставку груза от склада отправителя на борт океанского контейнеровоза. В этом случае, на «поле» возникают еще два «игрока», с которыми вам предстоит работать. Первый это местный китайский перевозчик, который заберет пустой контейнер из контейнерного ярда, доставит его на склад отправителя, загрузит (или еще говорят затарит) и затем привезет обратно в порт. Как правило, порт выдачи пустого контейнера и порт, куда сдается контейнер с грузом, совпадают. Однако бывают и исключения, если речь идет об особых, редких типах контейнеров, типа «flat» или «open-top». В этом случае нужный контейнер можно найти в одном порту, а сдавать его для последующей отправки в другом, расположенном за сотни километров от первого. Для простоты расчета затрат на местную доставку (PRE-CARRIAGE) можно воспользоваться грубой универсальной формулой – один доллар помножить на один километр.

Иногда для загрузки полного контейнера FCL (FULL CONTAINER LOAD) локальному перевозчику нужно забрать небольшие грузы сразу у нескольких отправителей – частично загруженный контейнер при этом соответствует аббревиатуре LCL (LESS THAN CONTAINER LOAD). По новым правилам, установленным китайскими властями, одному контейнеру должен соответствовать один коносамент. Это не совсем удобно с точки зрения контроля и сохранности товара. Поэтому существует практика, когда агент в Китае свозит грузы к себе на склад по одному и оформляет экспортные декларации отдельно на каждый из них. В этом случае выпуск коносамента на каждый отдельный груз возможен, хотя и возникает новая статья расходов под названием STUFFING или погрузка-разгрузка контейнера. В среднем это еще около двухсот долларов.

После приемки дальнейшей обработкой контейнера занимается стивидорная компания, в задачи которой входит поднять контейнер из контейнерного ярда на борт судна. Эта операция может называться по-разному: наиболее распространенные названия THC (TERMINAL HANDLING CHARGE) или ORC (ORIGINAL RECEIPT CHARGE). Стоимость в Китае составляет сто пятьдесят долларов на 20 футовый контейнер и порядка трехсот на 40 футовый контейнер.

Теперь разберемся в том, как местный перевозчик или, правильнее сказать, логистическая компания, может посодействовать вам в оформлении экспортных формальностей, которые не всегда удается решить силами одного отправителя. Безусловно, крупные фабрики сами обладают экспортной лицензией и в состоянии изготовить все необходимые документы на месте, но как быть, если речь идет о средних или мелких компаниях? В этом случае вам как раз может помочь местный логистический агент, у которого есть лицензия таможенного брокера. Поэтому нужно отдавать себе отчет, что фирма-производитель груза и фирма-экспортер не обязательно будут одни и те же. Вилка цен для оформления экспорта достаточно широка, и может составлять от пятидесяти до пятисот долларов, при отсутствии лицензии. Дальнейший документооборот следующий: на основании экспортной декларации выпускается CARGO MANIFEST, куда занесены все данные об отправке. По содержанию CARGO MANIFEST соответствует RELEASE NOTE. В свою очередь, в коносамент заносится информация о грузе, которую предоставляет отправитель. Чаще всего данные этих документов совпадают, однако иногда они могут и отличаться. При этом для транзитной таможни, например, в финском порту, представляет интерес только та информация, которая указана в CARGO MANIFEST. Если вы считаете, что данные в этом документе ошибочны, а правильные даны в коносаменте, вы можете откорректировать их, воспользовавшись режимом «таможенного склада». Этот режим дает возможность поменять вес, количество, описание груза, если они были даны неверно.